Маркировка бутилированной воды


Маркировка бутилированной воды




1 июня 2021 года закончился эксперимент по маркировке упакованной бутилированной воды. Правительство признало его успешным и определило сроки внедрения уже обязательной маркировки для этой категории.

Из каких этапов она будет состоять, кому и что нужно делать, чтобы не нарушить правила маркировки воды, рассказываем в статье.

Вода в России — лидер по количеству фальсификата среди продовольственных товаров. Его объем в 2019 году в среднем по стране доходил до 25-30%, а в отдельных регионах — до 80%.

Фальсификат — это продукция, характеристики и свойства которой не соответствуют написанному на этикетке и требованиям техрегламентов. С водой такие «трюки» проходят регулярно. Например, на бутылке написано «для детского питания», а в воде хлор, которого по техрегламентам не должно быть в детской продукции. Обычному потребителю такие признаки фальсификата распознать сложно.




Цели маркировки:

Снизить процент контрафакта и фальсификата. Каждая бутылка будет иметь уникальный код, с помощью которого можно будет проследить весь ее путь от производства до розничной продажи или списания. О каждом этапе движения товара участники оборота будут обязаны сообщать единой информационной системе «Честный ЗНАК».

Если кто-то изготовит воду без соблюдения правил и сертификатов качества, он не сможет нанести на нее маркировку. А значит, не сможет продавать ее через магазины — только неофициально, без кассы и чека. Но потребитель легко сможет об этом узнать, если увидит, что у товара нет кода маркировки. Либо проверит код и увидит, что он фальшивый.

Дать потребителю больше информации о товаре. В код маркировки зашиты данные о продукте, включая его срок годности. Потребитель может отсканировать код и убедиться, что срок на упаковке верный, а продукт не испорчен.

Здоровая конкуренция. Честные производители и продавцы тоже в плюсе — им не нужно конкурировать с продавцами контрафакта, которые из-за низкого качества товара часто снижают цены.



Какая вода подлежит маркировке



Любая питьевая вода без сахара и подсластителей, в том числе газированная и минеральная. Вода на розлив под маркировку не подпадает.
Согласно Постановлению №841 от 31.05.2021

В перечень маркируемой воды входит продукция с кодами:




ТН ВЭД 
   
ОКПД 2 

          2201   
11.07.11.110 Вода минеральная природная питьевая упакованная

11.07.11.120 Воды питьевые, в том числе газированные, расфасованные в емкости, не содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ

11.07.11.130 Воды купажированные питьевые упакованные, в том числе газированные, не содержащие сахара, подсластителей, ароматизаторов и других пищевых веществ

11.07.11.140 Воды питьевые искусственно минерализованные



Кто участвует в маркировке питьевой воды





Производители и импортеры. На них — ввод продукции в оборот. Для этого производители и импортеры заказывают коды маркировки, изготавливают на их основе средства идентификации, наносят их на продукцию и передают в систему маркировки отчет о нанесении.

Дистрибьюторы. Их задача — грамотно зафиксировать движение маркированного товара на своем участке: приемку, перемещения между складами, отгрузку. О каждом таком шаге нужно передавать информацию в «Честный ЗНАК».

Розница. Задача магазина — грамотно зафиксировать движение маркированного товара на своем участке: приемку, перемещение и выбытие.



Сроки внедрения маркировки 

Сроки для производителей



1 сентября 2021 года — можно подавать заявление на регистрацию в системе «Честный ЗНАК».

1 декабря 2021 года — обязательно наносить маркировку на минеральную воду.

1 марта 2022 года — обязательно наносить маркировку на всю оставшуюся бутилированную воду.


Сроки для продавцов




1 сентября 2021 года — можно подавать заявление на регистрацию в системе «Честный ЗНАК».

1 сентября 2022 года — нужно фиксировать выбытие маркированной воды на кассе.

1 ноября 2022 года — обязателен объемно-сортовой учет. Нужно отгружать и принимать воду с использованием электронного документооборота, и указывать в универсальном передаточном документе номенклатурный код товара и его объем.

1 марта 2025 года — обязателен поэкземплярный учет. Нужно отгружать и принимать воду с использованием электронного документооборота, и указывать в универсальном передаточном документе информацию о каждой единице товара, в том числе код маркировки.


Если к началу маркировки питьевой воды в ассортименте останутся старые, немаркированные бутылки воды с неистекшим сроком годности, маркировать их не нужно. Можно продавать без маркировки до истечения срока годности.






Как продавать маркированную воду



Приемка. Вы получаете от поставщика партию воды. Вместе с ней через электронный документооборот вам приходит УПД — универсальный передаточный документ от поставщика. В нем содержатся коды маркировки на поставленную продукцию.

Подтверждение УПД.  Просканируйте коды на упаковках и в УПД. Если они совпадают, подпишите УПД. С этого момента право собственности на товар переходит вам: информация об этом уходит в систему «Честный ЗНАК» автоматически. Теперь товар смело можно продавать.

Продажа. На кассе при продаже бутылки воды отсканируйте 2D-сканером код маркировки. Касса автоматически передаст сведения из кода в ОФД, а тот — в «Честный ЗНАК». В системе произойдет выбытие кода маркировки, и с этих пор бутылка считается выбывшей из оборота.




Маркировка питьевой воды в «Честном ЗНАКе»

Схема маркировки в общих чертах работает так:



1. Производитель регистрируется в «Честном ЗНАКе» и описывает воду, которую изготавливает: объем, источник, состав.

2. После изготовления производитель заказывает коды маркировки и наносит их на тару.

3. Внутри системы «Честный ЗНАК» сохраняется информация о том, кто именно произвел воду.

4. Производитель передает воду дистрибьюторам, а те — оптовым и розничным продавцам. Информация об этом также попадает в «Честный ЗНАК».

5. Именно таким образом маркировка питьевой воды позволяет в любой момент понять, не поддельная ли это вода. Причем проверить ее могут как предприниматели, так и клиенты.




Что нужно магазину для работы с маркировкой




Усиленная квалифицированная электронная подпись. Она нужна для регистрации в системе «Честный ЗНАК» и подписи УПД. Получить ее можно в ФНС или у доверенного лица ФНС.


Софт для работы с маркированными товарами. Кассовая программа и товароучетная система, которые умеют работать с маркировкой. Может понадобиться обновить ваш старый софт, либо купить новый. У АТОЛ выбытие маркированных товаров поддерживает кассовый софт Frontol и Artix.


2D-сканер штрихкодов на кассе и в месте приемки. Местом приемки может быть касса, и тогда достаточно одного 2D-сканера.


Терминал сбора данных. Если склад магазина большой или товар приходит крупными партиями, принимать товар на кассе неудобно. Лучше подготовить мобильное рабочее место с помощью ТСД — терминала сбора данных.

Это карманные компьютеры со встроенным сканером, которые полностью заменяют кассу во время приемки маркированных товаров, а еще помогают быстрее проводить переоценку товаров, инвентаризацию склада, вести учет алкогольной продукции по ЕГАИС.

Онлайн-касса, поддерживающая работу с маркировкой. Как минимум, это означает, что касса должна фиксировать выбытие маркированной продукции и передавать ее код в «Честный ЗНАК». Но лучше, чтобы касса позволяла также принимать маркированный товар: тогда не придется обустраивать отдельное рабочее место для приемки. Например, это может смарт-терминал SIGMA, если подключить к нему дополнительный модуль «Маркировка».


Договор с ОФД о передаче данных в «Честный ЗНАК». Онлайн-касса передает информацию о коде маркировки не напрямую в «Честный ЗНАК», а через оператора фискальных данных. Если вы уже пользуетесь кассой, то скорее всего договор с ОФД у вас есть. Проверьте, входит ли в него передача сведений о коде маркировки в государственную систему мониторинга маркированных товаров. Если нет, попросите оператора включить эту услугу в ваш договор.


Штрафы за нарушение правил маркировки бутилированной воды


Если маркировка не проставлена:

   2 тыс. — 4 тыс. рублей для физлиц;
   5 тыс. — 10 тыс. рублей для ИП;
   50 тыс. — 300 тыс. рублей для юрлиц.

Если маркировка проставлена неверно или не содержит перечня необходимых данных:

   5 тыс. — 10 тыс. рублей для ИП;
   50 тыс. — 100 тыс. рублей для юрлиц.


Согласно ст. 15.12 КоАП РФ


Все штрафы сопровождаются конфискацией продукции.





16.03.2022

Возврат к списку